Развитие федеральных, региональных и местных регулирующих инструментов через механизмы налоговой конкуренции
В то же время в связи регрессивной шкалой ЕСН и отсутствием индексации границ интервалов по ЕСН темпы прироста совокупных поступлений на социальные нужды в течении всего периода 2003-2007 гг. были ниже темпов прироста фонда оплаты труда.
Универсальным косвенным налогом является НДС, который имеет мобильную потенциально широкую базу налогообложения, через него облагается потребление конечных потребителей, а не затраты производителей продукции, что позволяет стимулировать реальный сектор экономики. НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж и налогом с оборота в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг, т.е. для проведения селективной налоговой политики стимулирования отдельных товаропроизводителей и секторов экономики. Динамика НДС на федеральном и региональном уровне за период 2003-2007 гг. (% ВРП), отражена в табл.6.
Таблица 6. Динамика НДС на федеральном и региональном уровне 2003-2007 гг. (% ВРП)
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
НДС РФ (ВВП)в % |
6,66 |
6,27 |
6,81 |
5,62 |
6,86 |
Конечное потребление без учета НДС |
61,4 |
60,8 |
60,1 |
60,6 |
60,1 |
Импорт |
13,3 |
12,8 |
12,9 |
13,9 |
15,5 |
НДС РФ (% к налоговым доходам бюджета) |
32,8 |
33,5 |
34,6 |
26,4 |
32,2 |
НДС РД (ВРП)в % |
3,0 |
2,4 |
1,8 |
2,7 |
3,0 |
НДС равномерно распределяется по всем секторам экономики и поэтому не вызывает диспропорций и искажений в налогообложении, что очень важно для реализации принципа социальной справедливости регулирующих инструментов. Из табл. 6 видно, что НДС максимально используется в фискальных макроэкономических целях, но регулирующий потенциал сдерживается увеличением налоговых вычетов и ростом издержек налогового администрирования на региональном уровне.
Привлекательность применения косвенных налогов, связана с особенностями их использования (аполитичность, опосредованность, индифферентность, замаскированность в цене товара). В 2007 г. налоговые поступления от акцизов в долях ВВП продолжили понижательную тенденцию, начавшуюся еще в 2004 г., составив 0,95% ВВП в 2007г., против 1,43% ВВП в 2004 г. (табл.7) .
Тенденции поступления акцизов на региональном уровне несколько иные, здесь нет четких тенденций снижения или роста, что объясняется следующим.
Таблица 7. Динамика акцизов на федеральном и региональном уровне 2003-2007 г.г. (%ВРП)
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Акцизы РФ (ВВП)в % |
2,59 |
1,43 |
1,17 |
1,01 |
0,95 |
Акцизы РФ ( % к налоговым доходам бюджета) |
7,1 |
9,3 |
10,6 |
13,4 |
13,6 |
Акцизы РД (ВРП)в % |
7,5 |
3,6 |
3,0 |
6,5 |
6,4 |
Акцизы РД (% к налоговым доходам бюджета) |
50,5 |
26,9 |
41,4 |
36,2 |
34,9 |