Анализ отечественного опыта в области прогнозирования банкротств

В первой редакции закона РФ о банкротстве (от 1992 г.) впервые было введено понятие «неудовлетворительной структуры баланса» [28, см. раздел Понятия]. В развитие этого закона в 1994 году было принято постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», в приложении которого приводится «Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий» [31]. Подход, предложенный приложении 1 этого документа, основан на методе однофакторного анализа, т.е. некоторые финансовые показатели сравниваются с их «нормальными значениями». Показателями, оценивающими структуру баланса, являются:

- к-т текущей ликвидности KТЛ;

- к-т обеспеченности собственными средствами KОСС;

- к-т восстановления (утраты) платежеспособности предприятия L8;

- к-т утраты платежеспособности предприятия L9.

Согласно данному постановлению, структура баланса компании признается неудовлетворительной, если выполняется хотя бы одно из нижеследующих условий:

- KТЛ, к.г. < 2;

- KОСС, к.г. < 0.1.

Чуть позднее, 20.08.1994 г., «…в целях обеспечения единого методического подхода при проведении Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и его территориальными агентствами анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов…» вышло Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ от 12.08.94 N 31-р «Об утверждении методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» [38]. Согласно этим методическим положениям даются формулы для вычисления вышеупомянутых коэффициентов, в частности для коэффициентов L8 и L9 (см. табл. 2.5), и даются их ограничения:

) Значение коэффициента L8 ≥ 1 (при расчете за период в 6 месяцев) свидетельствует о существовании реальной возможности у компании восстановить платежеспособность. В противном случае у компании нет возможности к восстановлению платежеспособности.

) Значение коэффициента L9 ≥ 1 (при расчете за период в 3 месяца) свидетельствует о существовании реальной возможности у компании не утратить платежеспособность. В противном случае у компании рискует утратить платежеспособность.

Таблица 2.5 К оценке структуры баланса

Название коэффициента

Метод вычисления

Ограничения (рекомендуемые)

Коэффициент восстановления платежеспособности

≥ 1.0

Коэффициент утраты платежеспособности

≥ 1.0

Постановление утратило свою силу в 2003 г. В развитие положений новой редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Правительством РФ было выпущено постановление от 25 июня 2003 г. №367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» [32]. В числе целей проведения подобного анализа в постановлении указана следующая: «подготовка предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства». «…В содержательном плане количественная часть методики сводится к рекомендации о расчете совокупности показателей, которая, как предполагается, дает определенное представление о финансовом состоянии неплатежеспособного предприятия. В методике не приводятся аналитические ориентиры (нормативы) для коэффициентов; вероятно, предполагается, что суждение о возможности восстановления платежеспособности должно формулироваться на основе профессионального мнения управляющего…» [14, с. 942]. В расширенном виде в качестве предварительной оценки платежеспособности предприятия может выступать экспресс-анализ.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.