Объекты и основные группы пользователей анализа финансового состояния организации
Являясь многогранным понятием, финансовое состояние организации представляет интерес для разных субъектов экономики, вступающих с ним в отношения различного характера в процессе финансово-хозяйственной деятельности. [11,12]
Оценка финансового состояния проводится:
а) руководителями и соответствующими службами предприятия; -его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности
б) использования ресурсов;
в) банками для оценки условий кредитования и определения степени риска;
г) поставщиками для получения платежей;
д) налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. [11,14]
В настоящее время часто информацией о финансовом состоянии собственной организации не располагает даже сам руководитель, хотя с показателями, дающими возможность определить финансовую устойчивость фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая бухгалтерскую отчетность.
Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами. Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы:
а) пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию (конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения, поставщики и покупатели, кредитные учреждения, зарубежные инвесторы) - пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия;
б) сами предприятия (точнее, их управляющий персонал) и бухгалтеры - пользователи внутренние, т. е. непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия.
В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится работниками предприятия (например, финансовыми менеджерами), и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель -установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужны внутренним пользователям в качестве исходной информации для принятия различного рода экономических решений. [11,12]
Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа финансового состояния за счет привлечения данных управленческого производственного учета. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их реализации, в системе маркетинга, т. е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
а) руководители получают представление о месте своего предприятия в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления предприятием;
б) внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия;
в) аналитики определяют направления финансового анализа. [14, с.50]
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяются прежде всего различиями между пользователями информации о деятельности предприятия:
а) множественность субъектов анализа - пользователей информации о деятельности предприятия;
б) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
в) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности; -ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;