Объекты и основные группы пользователей анализа финансового состояния организации
г) ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора; -максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Хотя внешние пользователи непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, они в соответствии с заключенными договорами должны защищать интересы внутренних пользователей информации:
а) аудиторские службы проверяют соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
б) консультанты по финансовым вопросам используют отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно вложения капиталов в конкретное предприятие;
в) биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих предприятий, принимают решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия, оценивают необходимость изменения методов учета и состояния отчетности;
г) законодательные органы нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики, разработки и реализации общегосударственной политики и ведения статистического наблюдения;
д) юристы нуждаются в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов;
е) пресса и информационные агентства используют отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденции развития отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
ж) торгово-промышленные ассоциации используют отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа, оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
з) профсоюзы заинтересованы в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и выполнения условий трудовых соглашений, оценки тенденций развития данной отрасли, к которой относится исследуемое предприятие. [15, с.44]
Всех пользователей можно разделить на несколько партнерских групп и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансового состояния (таблице 1). [20, с.161]
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
а) анализ абсолютных показателей прибыли;
б) анализ относительных показателей рентабельности;
в) анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
г) анализ эффективности использования заемного капитала;
д) экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.
Таблица 1 - Основные партнерские группы
Партнерские группы |
Вклад партнерской группы |
Требования компенсации |
Объект финансового анализа |
1. Собственники |
Собственный Капитал |
Дивиденды |
Финансовые результаты и финансовая устойчивость |
2. Инвесторы, заимодавцы |
Заемный капитал |
Проценты на вложенный капитал |
Кредитоспособность |
3. Руководители (администрация) |
Знание дела и умение руководить |
Оплата труда и доля прибыли сверх оклада |
Все стороны деятельности предприятия |
4. Персонал |
Приведение в действие средств и предметов труда |
Заработная плата, премии, социальные условия |
Финансовые результаты предприятия |
5. Поставщики средств и предметов труда |
Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукции |
Договорная цена |
Платежеспособность |
6. Покупатели (клиенты) |
Реализация продукции |
Договорная цена |
Финансовые результаты предприятия |
7. Налоговые органы |
Услуги общества |
Своевременная и полная оплата налогов |
Финансовые результаты предприятия |