Лизинг в современных условиях

Интерес со стороны банков к лизингу восстанавливается. Этот процесс идет параллельно с увеличением спроса на услуги лизинга со стороны конечных клиентов. В первой половине 2012 года наблюдался рост рынка как в части крупных проектов для крупных корпораций, так и розничных сделок с малыми и средними компаниями.

В 2012 году банки, в принципе, готовы финансировать лизинговые сделки в больших, чем в предыдущем году, масштабах, но активно работают с финансовой арендой только кредитные учреждения, имеющие дочерние лизинговые компании. Впрочем, таких сегодня на рынке очень много, они занимают до двух третей всего его объема и не испытывают проблем с ликвидностью и, следовательно, с финансированием сделок. Более того, зачастую банки охотнее предлагают компаниям именно лизинговое финансирование в случае, если клиенту необходимо приобретение основных средств. Все дело в том, что объект лизинга остается в собственности банковской группы, что снижает риски на потери по ссудам и делает весь процесс более удобным и быстрым для клиента. Не следует также забывать и о налоговых льготах, которые дает лизинг.

Банки заинтересованы в размещении средств в проекты с приемлемым уровнем риска. Мы рассматриваем лизинговые компании как финансовых посредников между банком и потенциальным клиентом. Они осуществляют предварительный анализ рисков по сделке и предлагают оптимальные, с их точки зрения, условия. Таким образом, лизинговые компании - дополнительный канал продаж для банка.

Как и в 2011 году, банки анализируют финансовые показатели деятельности лизинговых компаний, в том числе размер и структуру лизингового портфеля, качество и сбалансированность по срокам кредитного и лизингового портфелей, прибыльность, рентабельность, размер собственного капитала и источники его формирования, соотношение объема финансируемой сделки с объемом всего лизингового портфеля компании. Риски снижаются, так как количество лизингополучателей с просроченной задолженностью уже не растет. Но банки по-прежнему готовы финансировать лизинговые сделки только с финансово устойчивыми лизингополучателями.

Кризис 2008 года наиболее серьезно затронул базовые отрасли промышленности, металлургию, строительный сектор, автотранспорт. Ощутимо сократились железнодорожные и авиаперевозки. Самое серьезное сокращение объемов зафиксировано в 2008 году в сегменте лизинга железнодорожного транспорта. В 2009 году железнодорожная и авиатехника отвоевали утерянные лидерские позиции, чего нельзя сказать о лизинге легкового и грузового автотранспорта, а также строительной техники. Финансовая аренда автомобилей после рекордного падения продаж в первой половине 2009 года начала восстановление во второй половине 2009 - начале 2010 годов.

По итогам 2012 года отрицательную динамику по объему сделок продемонстрировали 33 сегмента рынка из 37 выделяемых агентством "Эксперт РА" в рамках своих исследований. Положительные темпы прироста наблюдались лишь в четырех сегментах рынка. При этом если в сегментах оборудования для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и техники для авиационной отрасли позитивный прирост - следствие эффекта "низкой базы", то в сегментах морских и речных судов, а также оборудования для газодобычи действительно были реализованы крупнейшие сделки за последние три года.

Банки готовы работать с компаниями всех секторов экономики с хорошим финансовым состоянием и понятными перспективами развития. Отраслевые предпочтения по финансированию лизинговых операций сместились в сектора, продемонстрировавшие лучшую устойчивость в период кризиса, а также те, в которых наблюдается быстрое восстановление спроса. В первую очередь это экспортоориентированные сектора, получающие поддержку за счет государственного финансирования.

Однако наличие положительных экономических тенденций не всегда означает готовность конкретного банка кредитовать компании данного сектора. Управление кредитным портфелем банка также налагает свои отпечатки на приоритетность отраслей. Лизинговые компании сегодня работают с учетом этой специфики.

Рис. 1. "В какой отрасли лизинг как инструмент промышленной политики наиболее эффективен с точки зрения модернизации отрасли?"

Рис. 2. "В какой отрасли лизинг используется недостаточно интенсивно и нуждается в дополнительном стимулировании?"

Перспективные направления

Лучшие клиенты в 2012 году работают в секторах экономики с господдержкой. А если в качестве лизингополучателя выступает компания с государственным участием, то привлечение кредитных ресурсов по таким сделкам возможно на весьма выгодных условиях. В свою очередь, игроки российского лизингового рынка, работающие с компаниями негосударственного сектора, отмечают, что все более привлекательной для лизинга становится отрасль торгового оборудования.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.