Лизинг в современных условиях
Анатолий Балыкин, представитель Группы лизинговых компаний "Бизнес Альянс", ставит по главу угла качество клиентов. Если компания стабильная и прибыльная (не принципиально, малая она или крупная), а проект интересный и хорошо структурированный, то он будет профинансирован вне зависимости от того, идет ли речь об эксклюзивном энергетическом оборудовании или о простой легковой машине. Безусловно, есть различия в политике формирования кредитных портфелей банками - кому-то интересна крупная энергетика, кто-то более охотно входит в инновационные проекты, кто-то в большей степени ориентирован на малый и средний бизнес. Но, в конечном счете, все определяется качеством клиента и проекта.
Наиболее популярный традиционно - лизинг автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта. Это наиболее простой и прозрачный вид лизинга, хорошо урегулированный законодательно, характеризуемый высокой ликвидностью объектов финансовой аренды. Этот вид лизинга предоставляют абсолютно все компании. Менее распространен лизинг оборудования, так как и платежеспособный спрос здесь ниже, и готовность компаний финансировать приобретение различного оборудования не так высока, в связи с тем, что многие его виды либо имеют очень низкую ликвидность, либо вовсе не могут быть перепроданы и повторно установлены на производстве. В зачаточном состоянии до недавнего времени находился лизинг недвижимости, в основном из-за несовершенного законодательства. Тем не менее, этот вид лизинга имеет колоссальный потенциал и, скорее всего, уже через несколько лет опередит по объемам все остальные виды лизинга вместе взятые.
Банки заинтересованы в ликвидных предметах лизинга, которые легко реализуются на вторичном рынке, например, легковые и грузовые автомобили. Из отраслей она выделяет сферу торговли и говорит об уменьшении доли строительных и финансовых организаций в портфелях лизинговых компаний.
Многие участники рынка лизинга уверены, что отрасль коммунального хозяйства - одна из главных точек роста для лизингового рынка. Среди сегментов рынка с наименьшей долей в портфеле лизингодателей, лизинг оборудования для ЖКХ, по мнению большинства топ-менеджеров (40%) нуждается в дополнительном стимулировании и должен использоваться более масштабно. Еще 28% экспертов считают недооцененным сегментом, применение лизинга в котором должно быть существенно расширено, сегмент водного транспорта (речных и морских судов).
Лизинг или кредитование
Вопреки оптимистичным прогнозам монетарных властей и несмотря на прямые указания от правительства, у банков плохо получается наращивать кредитные портфели. Избыточная ликвидность идет на фондовый рынок и на межбанк. Можно ли рассматривать лизинг как значимый канал финансирования реального сектора и способен ли он в этом качестве составить конкуренцию прямому кредитованию?
Сравнивая прямое кредитование корпоративного сектора с опосредованным кредитованием через лизинговую компанию (предоставление заемного финансирования лизинговой компании для реализации сделок с участием корпоративного сектора), можно выделить следующие основные преимущества финансирования лизинга с точки зрения банков.
Во-первых, лизинговая компания, как правило, финансирует не единичные сделки, а пул однородных сделок, объединенных, например, по типам лизингополучателей. Это позволяет банку, предоставляющему кредитные ресурсы, диверсифицировать риски по кредитному портфелю и одновременно минимизировать временные и иные издержки на подготовку кредитной сделки, поскольку на стороне заемщика выступает одна лизинговая компания, а не несколько лизингополучателей.
Во-вторых, лизингодатели, формирующие свой портфель заказов, облегчают банкам путь к интересным инвестиционным проектам, осуществляя их профессиональный отбор с учетом сложившихся требований кредиторов к заемщикам. После кризиса лизинговые компании начали более внимательно оценивать платежеспособность компании лизингополучателя. В свою очередь, банки заинтересованы финансировать в длинные и доходные инвестиционные проекты, которые прошли хорошую предварительную проверку на предмет минимизации рисков.
Как правило, банкам интереснее работать с корпоративным заемщиком напрямую, так как наличие посредников препятствует возможности кросс-селлинга, а также в ряде случаев не уменьшает риски по сделке. Лизинг никогда не превзойдет классическое кредитование по объемам, но его роль будет постепенно возрастать, наряду с другими новыми для России, но высокоэффективными в различных частных ситуациях видами финансирования - факторингом, аккредитивами, гарантийными операциями и т.д. Кредитование не может учитывать всех тонкостей ведения бизнеса, а вышеназванные разновидности финансирования разработаны специально под отдельные нужды и потребности рынка, подходят им наилучшим образом и предлагают, в конечном счете, более выгодные условия.
По сравнению с кредитованием финансовая аренда на сегодняшний день остается крайне привлекательной для компаний, реализующих крупные инвестиционные проекты, которые предусматривают существенное обновление основных фондов. В инфраструктурных секторах, энергетике, телекоме такие проекты есть. Высокий интерес к лизинговым сделкам ощущается у среднего бизнеса, где, как правило, наиболее востребован лизинг автотранспорта.