Перспективы совершенствования системы налогов и исполнения обязанностей по их уплате
Социально-политические причины могут спровоцировать власти переложить непропорционально большую долю нагрузки налога на недвижимость на бизнес с целью облегчить положение населения, что обусловит несправедливое налогообложение. В России и других странах, проводящих масштабные преобразования, указанная проблема уcyгубляется недостаточным развитием рынков и, соответственно, институтов оценки такой недвижимости, как промышленные и подобные объекты. Недостаточно качественное администрирование этого налога, приводящее к неадекватной оценке недвижимости либо к неспособности обеспечить налоговые поступления со всех ее объектов, может привести к крайне негативным экономическим и социальным результатам, в том числе создавать условия для нечестной конкуренции.
Итак, налог на недвижимость, рассчитанный исходя из ее рыночной стоимости, успешно применяется во многих странах мира. Налог на недвижимость, по cyти, заменяет три налога - земельный, на имущество организаций и на имущество физических лиц. Следовательно, упрощается налоговое администрирование, снижаются затраты на него.
Среди других направлений оптимизации системы налогов и исполнения обязанностей по их уплате отметим следующие.
Уже сегодня на всей территории России налоговые органы используют единый программный комплекс - систему "Электронной обработки данных" (ЭОД) с помощью которого обеспечивается автоматизация всех рабочих процессов. Для обработки больших массивов информации созданы специализированные ЦОД в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово и Нижнем Новгороде, в которых обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Инспекции и управления оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой. Всё это позволило вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень. Уже к 2004 г. ФНС стала фактическим лидером в части использования информационных технологий среди всех государственных структур. Тем не менее, очевидно, что архитектура программного комплекса ЭОД морально устарела и не обеспечивает полностью соблюдения регламентов и процедур налогового администрирования.
В целях совершенствования электронного документооборота должны получить развитие различные электронные сервисы, направленные на повышение открытости и упрощение налоговых процедур. Существующий сегодня на сайте www.nalog.ru сервис "Личный кабинет" будет преобразован в ключевое средство взаимодействия между Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами).
Необходимо узаконить понятия "электронное уведомление", "электронное требование" и "электронное истребование документов". Налогоплательщикам - физическим лицам будет предоставлена возможность уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, Интернет и с использованием мобильной связи.
Кроме того, планируется создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.
В I квартале 2011 г. первый и крупнейший в России Единый регистрационный центр Москвы - МИФНС России №46 по Москве начал прием заявлений в электронном виде при регистрации индивидуальных предпринимателей, проживающих в столице. Для этого гражданину сначала нужно получить сертификат ключа цифровой подписи, а уже затем подать заявление в электронном виде, подписанное ЭЦП через портал Госуслуг или портал ФНС России.