Понятие и сущность контроллинга
Понятие и концепция контроллинга характеризуется противоречиями. Как уже говорилось раннее эксперты так и не пришли к обоюдно согласному единственному мнению о том, что же такое контроллинг.
Контроллинг как функция в англо-американской литературе определяется как часть функций управленческого процесса наряду с другими функциями, такими как планирование, координация, организация, руководство. В немецких изданиях он определен как концепция информации и управления; контроллинг отождествляют управленческому учету. При этом управленческий учет понимается как система сбора и обработки внутренней информации финансово экономического характера - об активах, обязательствах и собственном капитале (баланс), доходах и расходах (отчет о прибылях и убытках), поступлениях и выплатах (отчет о движении денежных средств).
Существует также следующее понимание контроллинга: контроллер выполняет не только функцию управленческого учета, но и функцию бюджетирования, а также сравнения плана с фактом и анализа отклонений. Располагая плановой и фактической информацией об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах, расходах, поступлениях и выплатах в разрезе центров финансовой ответственности, контроллер рассчитывает отклонения план/факт и информирует об их величине вышестоящее руководство.
В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы. Контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Контроллинг следует использовать в том случае, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам, тогда он поможет им в достижении максимально возможного результата деятельности. В этом смысле контроллинг как наука об успешном управлении предприятием является инструментарием рыночной экономики, при которой нет необходимости в централизованном администрировании.
Фактически контроллинг обеспечивает базу для реализации основных функций управления, причем базу не только информационную, но и методическую и организационную. При этом контроллинг поддерживает не только функции планирования контроля, учета, анализа, но и такие потребности управления, как координация, руководство, оценка ситуации для принятия решений.
В основе концепции контроллинга можно выделить следующие пути для успешного функционирования предприятия:
· Адаптация стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
· Согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
· Координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
· Создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
· Создания системы контроля над исполнением планом, корректировки их содержания и сроков реализации;
· Адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
Основными компонентами контроллинга являются:
. Философия доходности - ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе. Она включает в себя:
· Приоритет рентабельности деятельности предприятия, понимаемой как эффективность работы предприятия в целом и его составляющих, над ростом объемных показателей (размеры предприятия, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумм баланса и т.п.)
1 2