Исчисление подоходного налога с доходов, полученных физическими лицами по операциям от реализации ценных бумаг в 2010 году

доходы (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные плательщиками - налоговыми резидентами Республики Беларусь от возмездного отчуждения акций, полученных плательщиком по наследству, независимо от порядка, предусмотренного абзацами вторым - четвертым части первой подпункта 1.33 пункта 1 статьи 163 НК.

ПРИМЕР

В 2010 г. физическое лицо продало предприятию акции, которые были получены им по наследству от дяди.

Полученный физическим лицом доход в виде акций, а также доход от реализации таких акций не подлежит обложению подоходным налогом;

доходы от операций с ценными бумагами, полученные от источников за пределами Республики Беларусь в денежной форме физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь в течение не менее 5 лет, непосредственно предшествовавших налоговому периоду, в котором такие лица признаны налоговыми резидентами Республики Беларусь. Данное освобождение предоставляется сроком на 5 календарных лет, включая налоговый период, в котором физические лица признаны налоговыми резидентами Республики Беларусь, в размере доходов, полученных ими по сделкам с имуществом и (или) имущественными правами, приобретенными до признания этих лиц налоговыми резидентами Республики Беларусь, и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, при условии постоянного проживания этих лиц на территории Республики Беларусь и представления в налоговые органы по месту постоянного проживания документов, подтверждающих факт выплаты этим лицам доходов по указанным сделкам, а также документов о приобретении такого имущества и (или) имущественных прав, содержащих сведения о дате их приобретения (подп. 2.3 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. N 143 "Об отдельных вопросах налогообложения").

Статья 160 НК устанавливает особенности определения налоговой базы и налогообложения доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг. Так, налоговая база подоходного налога с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами плательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг.

В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 160 НК в качестве расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг признаются:

суммы, уплаченные в соответствии с договором о приобретении ценных бумаг;

оплата услуг фондовой биржи, депозитария;

комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

биржевой сбор (комиссия);

другие расходы, непосредственно связанные с приобретением, реализацией и хранением ценных бумаг, произведенные в оплату за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.

Кроме того, следует обратить внимание, что в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение ценных бумаг, полученных плательщиком безвозмездно или с частичной оплатой, признаются суммы, с которых был исчислен и уплачен подоходный налог при получении этих ценных бумаг (ч. 2 п. 1 ст. 160 НК).

Налоговая база по операциям по реализации ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном пунктами 1 - 3 статьи 160 НК. Дополнительно в расходы плательщика включаются суммы, уплаченные вверителем и (или) выгодоприобретателем доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям.

Кроме того, если при осуществлении доверительного управления по операции с ценными бумагами возникают иные виды доходов (в том числе доходы в виде дивидендов, процентов), то налоговая база определяется отдельно по каждому виду дохода (п. 5 ст. 160 НК). При этом доверительный управляющий как налоговый агент, выплачивая физическому лицу доход, несет ответственность за полноту, правильность и своевременность удержания налога.

ПРИМЕР

В 1995 г. физическим лицом приобретены акции за счет средств, полученных в виде заработной платы.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.