Организационно-экономическая характеристика предприятия
Из таблицы 3.1 видно, что имело место снижение объемов продаж с сентября 2011 года. Это связано с сезонными колебаниями спроса на строительные материалы (завершением строительного сезона), а также погодными условиями, мешающими выполнению определённых монтажных работ. Основную долю в объеме продаж магазина занимает продукция фирмы «Кнауф»: гипсокартон, шпатлевки и штукатурки, монтажная пена и герметики, а также входные металлические стальные двери (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2
Доля различных товаров в объемах продаж магазина в июле 2011 года («пик» строительного сезона)
Товарная группа |
Сумма, руб. |
Доля, %. |
Продукция фирмы «Кнауф»: гипсокартон, шпатлевки, штукатурки |
290201 |
55,77 |
Крепеж |
5803 |
1,12 |
Инструмент |
12679 |
2,44 |
Водоэмульсионные краски |
29504 |
21,80 |
Входные и межкомнатные двери |
113400 |
5,67 |
Эмали |
2555 |
0,49 |
Клея |
34250 |
6,58 |
Прочее |
31929 |
6,13 |
Итого |
520321 |
100 |
Рассмотрим систему бухгалтерского учета, осуществляемую предприятием. Поскольку магазин «Терем» зарегистрирован в налоговых органах как ИП, то бухгалтерский и хозяйственный учет на предприятии ведется по упрощенной системе.
Рассмотрим первичные учетные документы, используемые на предприятии. При приемке товара от поставщиков предприятие получает товарно-транспортные накладные и счета-фактуры, в которых перечисляются виды товаров и их количество, указывается общая стоимость. При недостаче или при приходе некачественного товара составляется соответственно акт об установленном расхождении в количестве продукции и акт о приемке товаров по качеству. На полученный товар составляются акты приемки товаров.
После поступления строительных материалов они принимаются по количеству и качеству кладовщиком-грузчиком и приходуются (заносятся в систему «1С - Торговля») бухгалтером-кассиром.
Гипсокартон, шпатлевки, штукатурки, плиточные клея размещаются на складе, прочие товары - в подсобном помещении и на витринах торгового зала.
Контролем за сроками расчетов с поставщиками занимается менеджер торгового зала, принятием решения по оплате - директор. Оплата за приобретенные материалы осуществляется бухгалтером.
Учет товара ведется по ценам приобретения. На предприятии используют сортовой способ хранения, при котором поступившие товары присоединяют к имеющимся на складе в остатке товарам таких же наименований и сторон. Учет товара и тары ведется в товарной книге кладовщика.
Предприятие реализует продукцию через торговый зал за наличный расчет с оплатой через контрольно-кассовую машину.
Помещение, в котором находится касса, изолировано и оборудовано в соответствии с требованиями по технической защищённости касс и оснащено средствами охранно-пожарной сигнализации. Бухгалтер предприятия является полностью материально - ответственным лицом, что закреплено соответствующим договором.
Контрольно-кассовая машина, используемая магазином «Терем», зарегистрирована в установленном порядке. В подтверждение исполнения обязательств вместе с покупкой выдается отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек. В доступных покупателю (клиенту) местах вывешены ценники на продаваемые товары, которые соответствуют документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, порядка и срока сдачи выручки в банк, предприятие в начале 1 квартала каждого года предоставляет в банк письменное заявление и расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денежных средств из выручки, поступающей в кассу».