Влияние особенностей деятельности строительных организаций на постановку бюджетного управления
К центрам прибыли (ЦП) относятся подразделения, отвечающие за формирование прибыли, - дирекция, проектный отдел и т.д.
Центры затрат (ЦЗ) целесообразно разделить на: центры управленческих затрат (ЦЗу) - функциональные и вспомогательные подразделения, в которых аккумулируются ненормируемые или плохо нормируемые управленческие затраты (административно-хозяйственные подразделения, планово-экономический отдел, договорной отдел и т.п.), и центры нормативных затрат (ЦЗн), которые включают строительные участки, вспомогательные производства, выполняющие специальные виды работ согласно проектно-сметной документации и отвечающие за уровень затрат на единицу объема работ.
При организации бюджетирования разрабатывается натурально-стоимостной (операционный) и финансовый подбюджеты, что обеспечивает оперативную обработку "индикативных" сигналов текущей производственной деятельности строительной компании в целях получения информации о результатах текущего исполнения бюджетов для их оценки и анализа возникающих отклонений и позволит руководителям строительных участков и структурных подразделений более оперативно принимать управленческие решения.
Для совершенствования процесса бюджетирования полезно стандартизировать и унифицировать формы представления плановых и отчетных данных. Обязательным условием является соблюдение единой учетной политики всеми подразделениями организации, а также обязательное соблюдение временного и конструкционного регламента бюджетов, стандарта "сопоставимости" финансовой отчетности.
Бюджетирование рассматривается в комплексе с единой лимитной политикой организации. Решение об уровне (лимитах) бюджетных расходов согласовывается со стратегией и целями развития организации. Лимитная политика обычно осуществляется посредством установления жестких лимитов в абсолютных показателях. Контроль за исполнением бюджета и корректировка должны осуществляться еженедельно. Оптимален скользящий вариант разработки и исполнения бюджета. Поэтому действующая практика строительных компаний Сахалинской области по применению месячных бюджетов не отвечает требованиям оперативного управления по отклонениям. Для управления бюджетными процедурами необходимо выделить субъекты бюджетирования и определить их основные функции (табл. 3).
Таблица 3-Основные функции субъектов бюджетирования строительной компании
Наименование субъекта |
Выполняемые функции |
Руководство организации |
Определение целей |
Утверждение бюджетов | |
Общий контроль исполнения | |
Принятие решений по результатам исполнения | |
Планово-финансовый отдел (комитет по бюджету) |
Проверка регламента заполнения и оформления бюджетов структурными подразделениями |
Анализ бюджетов структурных подразделений, вспомогательных бюджетов и сметы в целях определения возможности и целесообразности их выполнения | |
Внесение уточнений в бюджеты структурных подразделений, вспомогательные бюджеты и сметы для достижения установленных целей | |
Формирование подбюджетов организации | |
Формирование проекта основного бюджета организации | |
Организация и проведение обсуждений основного бюджета с целью согласования интересов всех участников | |
Доработка и повторное согласование бюджета в случае неутверждения проекта | |
Получение и анализ отчетов об исполнении бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет в целях выявления фактов и причин возникновения отклонений фактических значений от утвержденных | |
Формирование отчета об исполнении бюджета организации и аналитических записок, обосновывающих причины произошедших изменений | |
Контроль выполнения бюджетов структурными подразделениями и отчетов об их исполнении | |
Подготовка аналитических записок об отклонениях исполнения бюджетов | |
Финансовый директор (руководитель комитета) |
Руководство выполнением бюджетных процедур и координация действий подразделений |
Отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов | |
Представляет бюджет руководителю | |
Руководители структурных подразделений (члены комиссии) |
Обеспечение своевременного формирования и предоставления бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет |
Подписание бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет | |
Участие в работе комиссии по бюджету, представление интересов своих подразделений при обсуждении и принятии бюджетов | |
Обеспечение своевременного предоставления отчетов об исполнении бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет | |
Подписание отчетов об исполнении бюджетов подразделений, вспомогательных бюджетов и смет | |
Сотрудники структурных подразделений |
Заполнение бюджетов подразделений |
Подготовка отчетов об исполнении бюджетов |