Влияние особенностей деятельности строительных организаций на постановку бюджетного управления
Организация бюджетирования по центрам ответственности позволяет реализовать систему учета и контроля по отклонениям, суть которой сводится к следующему: руководителям высших уровней управления нет необходимости вмешиваться в организацию процесса на более низких уровнях до тех пор, пока деятельность осуществляется в рамках запланированных значений смет. Когда на низших уровнях управления начинаются сложности, проявляющиеся в отклонениях от нормы, он должен осуществить воздействие на систему с целью нормализации положения.
Чем сложнее организационная структура и чем больше уровней управления в ней, тем больше отчетов с низших уровней управления стекаются наверх, вызывая потребность в фильтрации информации для передачи ее на следующий уровень управления. В системе бюджетного управления региональных строительных компаний отсутствует агрегированная текущая отчетность по ЦФО, что приводит к росту логистических издержек, связанных с ростом транспортных расходов, и некорректному планированию будущих расходов. Агрегированная отчетность в системе центров ответственности также играет роль сигнальной системы, помогающей выявить проблемные участки в организации и вовремя принять регулирующие меры.
Таким образом, для организации стабильной работы и дальнейшего развития возникает необходимость осуществления оперативного контроля деятельности организации как инструмента, позволяющего руководству и сотрудникам хозяйствующего субъекта организовывать исполнение бюджета в соответствии с утвержденными стратегическими планами организации, а также обнаруживать возможные отклонения еще до того, как они произойдут в реальности. Процедура оперативного контроля подразумевает не только оперативный учет фактических данных и формирование агрегированной отчетности по ЦФО, но и наличие плановой базы данных, так как бюджет в основном имеет помесячную детализацию, что затрудняет контроль ежедневных показателей. Изучение деятельности отдельных строительных организаций Сахалинской области позволило сделать вывод о недостаточности оперативного контроля исполнения бюджета. Качественные составляющие процесса бюджетирования представлены на рисунке 6.
───────────────┐ ┌───────────────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Планирование │ │ Оперативный учет и контроль │ │ Прогнозирование │
└────────┬────────┘ └─────────────┬──────────────┘ └────────┬────────┘
└──────────────────────┐ │ ┌──────────────────────┘
\│/ \│/ \│/
┌───┴────┴────┴───┐