Проблемы налогового администрирования и пути их решения
Одним из недостатков НК РФ является неосмотрительный отказ от учета положений, закрепленных в действующем законодательстве. Так, например, установив единый социальный налог, НК РФ «забывает» вывести из-под налогообложения средства, направляемые в виде грантов и другой безвозмездной помощи.
Как уже отмечалось, коллизии в правовой системе государства неизбежны. Вполне очевидно, что при обсуждении вопроса о создании совершенного законодательства присутствует определенная доля условности, поскольку таковым законодательство быть не может в силу самой своей природы как регулятора общественных отношений со всеми присущими им противоречиями.
Причины юридических коллизий находятся не только в правовой сфере. Они кроются прежде всего в национальной экономике, испытывают на себе влияние процессов, происходящих в политической, духовной и иных сферах жизни общества. Поэтому эффективность работы по совершенствованию законодательства во многом будет зависеть от правильного государственного курса, обоснованности программ преобразований и последовательности действий.
В этой связи можно предложить некоторые меры, направленные на предупреждение коллизионности правовых норм.
Во-первых, необходимо усилить взаимодействие науки и правотворчества, поскольку данный процесс приобрел уже аксиоматический характер. Требуется научно разработанная методика законотворчества, соответствующая современным российским реалиям. Огромное практическое значение имеет подготовка учеными разнообразных методических пособий и справочников в области правовой терминологии. В этой сфере как советской, так и российской наукой накоплен солидный материал. По мнению автора работы, в настоящее время проблема заключается не столько в научной разработанности вопроса, сколько в создании необходимой методической базы.
Во-вторых, процесс оптимизации законотворчества должен предполагать наличие экспертных заключений, результатом которых должна являться правовая экспертиза. К ее проведению, по мнению автора работы, должны привлекаться ведущие ученые и юристы-практики.
В-третьих, анализ коллизий действующего законодательства показывает, что в настоящее время у законодателя отсутствует научно обоснованная концепция развития законодательства во взаимосвязи с экономическими, политическими и социальными реформами.
В-четвертых, планирование законотворчества. Планирование действий связано с определением того, кто, что, когда, где и в каком количестве требуется для достижения конкретной цели.
В-пятых, эффективное функционирование механизма предотвращения юридических коллизий невозможно без таких масштабных комплексных мер, как систематизация нормативных правовых актов и использование информационных технологий в правотворческой деятельности.
В-шестых, эффективной мерой, способствующей устранению противоречий между федеральными нормативными актами и нормативными актами субъектов Федерации, могла бы стать выработка механизма ответственности органов государственной власти субъектов Федерации за ненадлежащее исполнение своих полномочий.
Но автор работы отмечает, что это меры, прежде всего законотворческого характера в данный же момент и применительно к МИ ФНС России №1 по РХ для решения этой проблемы предложено следующее.
Необходим постоянный и детальный мониторинг судебной практики, а так же создание программного продукта, который будет обобщать эту судебную практику, и анализировать ее. В настоящее же время анализом судебной практики занимается, непосредственно, юрист, доказывающий данную сумму доначислений в суде.