Законодательное регулирование механизма банкротства в РФ

В настоящее время удельный вес дел о несостоятельности в общем количестве, рассматриваемом арбитражными судами РФ, является незначительным [менее 3% от всех дел, (см. рис 1.3)], показательными являются данные статистических отчетов, фиксирующие динамику дел о банкротстве (см. рис 1.4).

Рис. 1.3 Удельный вес в 2010, 2011 гг. заявлений о признании должника банкротом среди прочих принятых к производству арбитражными судами РФ [46]

Анализируя диаграмму, можно отметить, что количество дел о банкротстве за последние годы (2010-2011) превышает количество дел, ведомых в конце 90-х в 2-3 раза. Интересны пики (2002 г. и 2006 г.) и следующие за ними спады. Так, авторы [1] объясняют такие всплески активности тем, что в целом в начале 2000-х годов у государства проявилась востребованность института несостоятельности, которое, посредством налоговых органов, «расчищало поле» от предприятий, которые были брошены. А путем ФСФО - задачи по устрашению компаний, являющихся должниками по бюджетным или другим обязательным платежам. Позднее, уже в 2002 году государственные органы были инициаторами более 90% от общего количества заявлений о признании дебиторов несостоятельными; значительное сокращение числа поданных заявлений в 2003 году было обусловлено тем, что практически прекратилась подача заявлений о несостоятельности отсутствующих должников налоговыми органами. Здесь ярко проявились нововведения 3-го закона о несостоятельности, устанавливающие, что процедура банкротства применяется в отношении отсутствующего должника только при наличии необходимых средств в бюджете, но, как и следовало, предполагать, бюджет 2003 года не предусматривал источников финансирования таких средств. Всплеск дел о банкротстве в 2006 г. авторы статьи поясняют аналогично - активизация работы государственных органов по «расчистке поля» от несуществующих предприятий.

Рис. 1.4 Данные о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности в 2007 - 2009 гг. и в 1-м полугодии 2010 г., [47-52]

Законодательное регулирование механизма банкротства в РФ напрямую регламентируются также следующими нормативными документами (с соответствующими изменениями и дополнениями):

1. Центральное место Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002.

. Специальные законы.

Федеральный закон РФ №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г.;

Федеральный закон РФ №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 23 июля 2008 г.;

Федеральный закон РФ №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. [Документ утратил силу с 1 июля 2009 года в связи с принятием Федерального «закона» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004)];

. Неспециальные законы и нормативные акты, документы.

Гражданский кодекс (часть 1: статьи 25, 56, 61, 65, 76, 86, 95, 105, 182; часть 2: статьи 578, 996, 1002, 1010, 1018, 1024, 1037, 1050);

Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 (статья 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство», статья 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве»);

Уголовный кодекс (статья 195 «Неправомерные действия при банкротстве», статья 196 «Преднамеренное банкротство», статья 197 «Фиктивное банкротство»);

Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «Об исполнительном производстве»;

Постановления Правительства РФ;

Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р и т.д.

Как уже было отмечено в предыдущих параграфах, за последние двадцать лет в российском законодательстве три раза разрабатывался и принимался закон о банкротстве: 19 ноября 1992 г. №3929-1; 8 января 1998 г. №6-ФЗ; 26 октября 2002 г. №127-ФЗ. Рассмотрим некоторые ключевые особенности версий закона.

Перейти на страницу:
1 2 3 4


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.