Нормативная база регулирования, порядок установления, введения и отмены местных налогов (сборов)
Муниципальные образования как форма территориальной организации созданы в России в 1990-е гг. После начала радикальных социально-экономических, политических преобразований они прошли значительный путь развития. В настоящее время установлена двухуровневая система местного самоуправления, включающая три типа муниципальных образований (поселения, муниципальные районы, городские округа). В результате осуществленных мероприятий происходит перераспределение реализуемых органами местного самоуправления полномочий, выстраивается новая система взаимоотношений, причем это имеет место как внутри самого местного самоуправления в связи с изменившейся его организационной структурой, так и в более широком плане между органами местного самоуправления и государственными органами субъектов РФ и РФ.
В сложившихся условиях особый практический интерес специалистов вызывают вопросы формирования доходов местных бюджетов и межбюджетные отношения в части, затрагивающей местные бюджеты.
Учитывая, что на протяжении многих лет законодательная база не обеспечивала решения проблемы формирования эффективной финансовой системы муниципального развития, большие надежды на совершенствование системы доходов местных бюджетов в РФ были связаны с разработкой и принятием Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) и Налогового кодекса РФ (НК РФ). Эти документы, безусловно, сделали налоговое и бюджетное законодательство более стройным, но одновременно они закрепили все недостатки российской бюджетной системы, сформировавшиеся в 90-е гг. XX в.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок установления и отмены местных налогов (сборов) является Конституция РФ. Ст. 132 Конституции устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
При этом следует отметить, что финансовый механизм, предлагаемый в рамках реформы с самого начала, не мог обеспечить существенного уровня собственных доходов основной массе муниципалитетов. Например, вместо 23 наименований местных налогов и сборов НК РФ определил закрытый список из пяти налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы). В конечном итоге количество местных налогов сократилось до двух (земельный налог и налог на имущество физических лиц), доля которых в общем объеме доходов местных бюджетов РФ незначительна - 12,2%, а в масштабе консолидированного федерального бюджета - всего 2,2%.
При этом самостоятельность муниципальных образований при установлении данных налогов существенно ограничена - на федеральном уровне установлены пределы изменения налоговых ставок и широкий перечень налоговых льгот. Кроме того, методы оценки налоговой базы по данным налогам страдают существенными недостатками, корректировать которые на местном уровне не представляется возможным.
В настоящее время легальное определение понятия «налоговое законодательство» отсутствует, а сам этот термин встречается в нормативных актах не часто. Например, в Налоговом кодексе РФ в качестве базового используется термин «законодательство о налогах и сборах».
Законодательство о налогах и сборах является, по сути, специальным налоговым законодательством. В соответствии со ст. 1 НК РФ оно включает в себя:
1. Федеральное законодательство о налогах и сборах (состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах);
2. Региональное законодательство о налогах и сборах (состоит из законов субъектов РФ и иных нормативно правовых актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ);
. Местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.