Методики анализа финансового состояния предприятия и их сравнительная оценка
=1,2*x1+1,4*x2+3,3*x3+0,6*x4+x5, (3)
коэффициент имеет общий серьезный недостаток - по существу, его можно использовать лишь в крупных компаний, котирующих свои акции на бирже.
Позднее Э.Альтман выработал подробную, более точную модель, позволяющую прогнозировать банкротство на горизонте пяти лет с точностью 85% для промышленных и непромышленных предприятий.
Усовершенствованная модель имеет вид:
производственные предприятия:
=0,717*x1+0,847*x2+3,107*x3+0,420*x4+0,998*x5, (4)
непроизводственные предприятия:
=6,56*x1+3,26*x2+6,72*x3+1,05*x4, (5)
В зависимости от полученного значения Z-счета можно судить об угрозе банкротства (таблица 3).
Таблица 3 - Пограничные значения Z-счета
Степень угрозы |
Предприятия | |
производственные |
непроизводственные | |
Высокая угроза банкротства |
<1,23 |
<1,10 |
Степень неведения |
1,23 - 2,90 |
1,10 - 2,60 |
Низкая угроза банкротства |
> 2,90 |
> 2,60 |
Далее рассмотрим методику, позволяющую определить состав показателя рентабельности собственного капитала «Du Pont».
Методика «Du Pont» позволяет дать комплексную оценку основным факторам, влияющим на рентабельность собственного капитала организации, а именно рентабельность продаж и деловой активности. Модель позволяет определить основную причину изменения рентабельности капитала [16, с.162].
Формула «Du Pont» позволяет оценит с точки зрения инвестора рентабельность собственного капитала по трем показателям экономической эффективности: рентабельность продаж, оборачиваемость активов финансовый рычаг (коэффициент привода):
(6)
В сокращенном виде формула выглядит:
Rск = Rпр * KOа * L, (7)
П.Дойл называет формулу Du Pont основным управлением финансового планирования, которое должно определять основную финансовую задачу [9, с.87].
Рентабельность продаж характеризует соотношение между уровнем цен на рынке на реализуемую продукцию и затратами на ее содержание и реализацию. Поэтому, он приемлем для сравнения компаний разного масштаба, но с хорошей структурой (предлагающих хорошую продукцию). Однако, если инвестиции в капитал предприятия сильно различаются от предприятия к предприятию, то пользоваться этим коэффициентом отдельно не стоит в качестве обобщающего. Смысл коэффициента рентабельности по продажам - отразить уровень управления затратами при существующих ценах на продукцию. В идеале, предприятие должно стремиться к высокому уровню коммерческой маржи Rпр и высокому значению коэффициента оборачиваемости КОа, однако, стоит помнить, что на эти показатели воздействуют разные факторы.
Для того, чтобы предприятие было успешным по показателю Rск, необходимо, чтобы значение Rск , превышало норму дисконтирования (цену капитала) q, то есть, если Rск >q, то кризис отсутствует, при Rск < q - имеет место кризис.
Первая французская модель оценки платежеспособности фирм на основе многомерного дискриминантного анализа (MDA) была построена в 1979 году Ж.Конаном и М.Голдером по выборке из 95 малых и средних предприятий Франции, изученных за период 1970 - 1975 гг.
= - 0,16x1 - 0,22х2 + 0,87х3 + 0,10х4 - 0,24х5 , (8)
Вероятность задержки платежей фирмами имеющими, имеющими различные значения показателя Z, приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Вероятность задержки платежа в зависимости от значений показателя Z по Ж.Конану и М.Голдеру.
Z |
0,21 |
0,048 |
0,002 |
-0,026 |
-0,068 |
-0,087 |
-0,107 |
-0,131 |
-0,164 |
Вероятность задержки платежа, % |
100 |
90 |
80 |
70 |
50 |
40 |
30 |
20 |
10 |