Понятие и характеристика устойчивости денежного обращения

Несоблюдение экономически обоснованного соотношения между I и II подразделениями общественного производства препятствует полной реализации общественного продукта, в частности, затрудняет сбалансированный обмен между ними средствами производства и предметами потребления, а также удовлетворение потребностей отраслей непроизводственной сферы.

Соотношение между фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе оказывает значительное воздействие на экономику: от величины производственного накопления во многом зависят темпы экономического роста и структура общественного воспроизводства. Однако и перенакопление сверх реальных потребностей производства, выражающееся в чрезмерных инвестициях, также нарушает товарно-денежную сбалансированность, ограничивает ресурсы потребления и, соответственно, платежеспособный спрос.

Таким образом, несоблюдение рассмотренных и других воспроизводственных пропорций ведет к нарушению соответствия между натурально-вещественной и денежной формами общественного продукта, а значит, создает возможность нарушения устойчивости денежного обращения.

Важное значение имеет также соблюдение отраслевых пропорций, к которым относятся соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями, межотраслевые и внутриотраслевые пропорции. В качестве обеспечения денег могут выступать только товары, пользующиеся спросом, а отраслевые пропорции производства как раз и определяют структуру товарного предложения, ее соответствие или несоответствие потребностям общественного хозяйства и населения.

Следует также отметить влияние на устойчивость денежного обращения территориальных пропорций. Несбалансированность производства и потребления в экономических районах вызывает миграцию денег, которая может выступить дестабилизирующим фактором на региональных товарных и денежных рынках.

Система пропорций общественного производства постоянно изменяется под влиянием роста общественных потребностей и НТП, а также развития международного разделения труда и мировых товарных рынков. В современных условиях активное воздействие на структуру общественного воспроизводства оказывает государство, используя для этого государственные заказы, инвестиции из госбюджета, государственные закупки товаров, предоставление кредитов, субсидий, налоговых льгот, поддержку новых отраслей промышленности, систему ускоренной амортизации основного капитала и т.п.

Пропорции общественного производства взаимосвязаны, представляют собой единую систему. Их основу составляет взаимодействие производства и потребления, рыночным выражением которого является соотношение платежеспособного спроса на товары и их предложения. В связи с этим нарушения пропорций общественного производства проявляются на рынке в форме диспропорции между спросом и предложением. Однако соотношение спроса и предложения стремится к состоянию равновесия, поэтому оно не только пассивно реагирует на возникающие дисбалансы, но и выступает как регулирующий фактор, способствующий пропорциональному развитию. Регулирующая функция спроса и предложения реализуется через воздействие их соотношения на уровень рыночных цен.

Хотя спрос и предложение тесно связаны между собой, они выступают как самостоятельные элементы рыночных отношений, обладают относительной независимостью развития. Предложение может некоторое время возрастать без увеличения спроса, а развитие спроса - опережать предложение или не совпадать с ним по направлению. В конечном счете, эти процессы могут сами по себе вызвать диспропорцию между спросом и предложением и привести к развитию инфляции.

Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.

Рис. 2. Схема налично-денежного обращения (на примере России)

Из схемы видно, что налично-денежное обращение начинается в расчётно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.