Разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости ООО «Таткомнефтехим» и их экономическое обоснование
Наличием большого остатка готовой продукции объясняется плохая платежеспособность ООО «Таткомнефтехим». Покупателями готовой продукции ООО «Таткомнефтехим» являются ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Сибнефть», ОАО «Сибур». Особенности производимой ООО «Таткомнефтехим» продукции объясняют отсутствие мелких покупателей и розничных покупателей. Большой остаток готовой продукции объясняется выполнением предприятием договорных обязательств. Однако, несмотря на долгосрочные контракты, заключенные с покупателями, ООО «Таткомнефтехим» не предусмотрел изменение цены. Методы фиксирования или удержания цен предприятия относятся к наиболее сложной области управленческой деятельности предприятия. Основным территориальным конкурентом ООО «Таткомнефтехим» является ОАО «Нефтеюганскнефтехим», который также производит катализатор как для собственного применения, так и на реализацию. ОАО «Нефтеюганскнефтехим» имеет возможность повысить или понизить цены на катализатор. Отследить возможность повышения или необходимость понижения цен в соответствии со спросом и предложением товара относительно легко, однако себестоимость продукции у ОАО «Нефтеюганскнефтехим» может оказаться ниже уже потому, что оно в производстве катализатора использует сырье собственного изготовления. Поэтому ООО «Таткомнефтехим» может оказаться в худшем положении, так как фиксация или удержание цен стоят немалых денег, компенсирующих потери от снижения объема продаж и прибыли, поэтому проведение такой политики есть вопрос не тактики, а стратегии управления ценами на предприятии.
Договорной метод предусматривает одновременно и хеджирование рисков. Он находит достаточно широкое применение в рыночной экономике. Задача, которую часть решает применение договорного метода, - гарантированное обеспечение продажи и доходов в операциях купли-продажи товаров. Для второй стороны договора-покупателя - интерес состоит в достижении против прогнозируемых цен рынка экономии в денежных расходах. Наиболее распространенными договорными формами фиксации цен и страхования от товарных рисков выступают договора в виде фъючерсных, форвардных контрактов, а также опционов. Все эти контракты так или иначе хеджируют риски изменения цен и курсов валют. При осуществлении своей операционной деятельности на рынке предприятия выступают одновременно в роли покупателей и продавцов товаров. поэтому в целях оптимизации соотношения затрат и накоплений для них очень полезно бывает осуществлять по возможности операции по хеджированию как на повышение, так и на понижение [43. С.247].
Для улучшения финансовой устойчивости необходимо сокращать продолжительность оборота дебиторской задолженности. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечения своевременной ее инкассации. Теоретически осуществление предпринимательской деятельности предполагает, что по мере проведения хозяйственных операций предприятие не только возвращает вложенные средства, но и получает доход. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятия не имеют возможности взыскать долги с контрагентов. Увеличение дебиторской задолженности, опережающее рост объемов деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия. В 2011 г. остаток дебиторской задолженности предприятия увеличился на 225% и составил 20536 тыс.руб. Формирование дебиторской задолженности - это иммобилизация средств, которые выпадают из оборота, не дают дохода, что вызывает санкции за нарушение обязательств перед кредиторами. Наиболее эффективным является такое кредитование покупателей предприятия, при котором максимизируются чистые денежные поступления, компенсирующие риск вследствие отсрочки платежа.