Учёт, контроль и анализ как функции, удовлетворяющие информационные потребности бюджетного управления
Актуализация плана и разрешение платежа производятся в течение месяца; при подписании договоров, поступлении счетов на оплату или при наступлении срока выплаты в соответствии с договорными и прочими обязательствами заявку актуализируют. После чего осуществляются соответствующие выплаты. Все операции, которые финансируются в рамках лимитов по бюджетным статьям, классифицируются как бюджетные.
Если возникают срочные платежи, которые не могли быть запланированы на месяц, но должны быть оплачены в текущем месяце, то они классифицируются как внебюджетные. На их реализацию должно закладываться около 15% от общей суммы прогноза в качестве резерва ежемесячно, а также формироваться определенный резерв, относимый на второе полугодие планируемого финансового года ежегодно.
Для успешной реализации такого подхода в планировании расходов необходимо использование гибких и жестких бюджетов. Бюджеты по центрам финансовой ответственности, как правило гибкие. Бюджеты в целом для организации устанавливаются жесткие. Использование стоимостных и натуральных показателей в бюджетах бизнес-процессов требуют постоянного пересчета стоимостных показателей в зависимости от изменения внешней и внутренней среды Отклонения в рамках жестких бюджетов допустимы только в случае использования резервов и соответствующего изменения доходов.
Схема взаимодействия подсистем бюджетного управления должна выглядеть следующим образом (рис. 3).
Рисунок 3 - Схема взаимодействия подсистем бюджетного управления[11]
Взаимодействие подсистем бюджетного управления нацелено на соблюдение нормативов по драйверам расходов и обеспечение расширения системы платежей при возникновении внебюджетных расходов, что подчеркивает адаптивность системы управления к внешней среде.
Оценка исполнения бюджета основана на анализе отклонений фактически достигнутых результатов от запланированных.
Для этого по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности организации или структурного подразделения, в котором выявлены отклонения от запланированных показателей. После этого разрабатываются мероприятия по устранению негативных явлений в будущем.
Для этого может проводиться по факторный анализ прибыли.
Этапы анализа.
. Сравнение фактических показателей с данными генерального бюджета (статистический бюджет).
. Использование данных гибкого бюджета (несколько вариантов продажи). В основе гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Переменные планируются в зависимости от уровня продаж, а постоянные от общей суммы. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма неизменна.
К отклонению фактической прибыли от запланированной могут приводить два обстоятельства:
недополучение доходов;
завышение расходов.
Для выявления влияния на прибыль этих факторов проводится анализ показателей фактических издержек из гибкого бюджета.
Анализ отклонений от гибкого бюджета может детализироваться на отдельных структурных подразделениях.
. Исследование влияния на прибыль затратного фактора (расчет отклонений по цене ресурсов).