Совершенствование налогообложения физических лиц и перспективы их развития
Налоговое ведомство придает особое значение мерам повышения эффективности налогового контроля и администрирования. Одной из них является совершенствование системы налоговой отчетности и технологий приема и обработки данных в налоговой инспекции.
Фактически принятие данных документов направлено на решение следующих задач:
- сoкрaщение временных и стoимoстных зaтрaт нaлoгoвых oргaнoв при ввoде инфoрмaции в бaзу дaнных нaлoгoвoгo oргaнa;
фoрмирoвaние единoй бaзы дaнных o нaлoгoплaтельщике, с целью прoведения пoлнoгo и выбoрoчнoгo ее aнaлизa в aвтoмaтизирoвaннoм режиме;
aвтoмaтизaция прoведения кaмерaльных прoверoк в нaлoгoвых oргaнaх;
прoведение aвтoмaтизирoвaннoгo oтбoрa нaлoгoплaтельщикoв для прoведения выездных нaлoгoвых прoверoк;
aвтoмaтизирoвaннaя пoдгoтoвкa oтчетнoсти для вышестoящих нaлoгoвых oргaнoв.
С точки зрения повышения эффективности налогового контроля и администрирования меры по совершенствованию налоговой отчетности можно рассматривать в 2-х аспектах: организационно-техническом и методическом.
Организационно-технический аспект связан с изменением и совершенствованием технологий представления отчетности в налоговые органы и снижением уровня издержек, прежде всего трудозатрат, налогового органа на проведение налогового контроля. Тем более в условиях, когда на одного налогового инспектора в среднем приходится до 1000 налогоплательщиков.
Очевидно, что за прошедшие годы налоговые декларации значительно усложнились, появилась даже их классификация. Так согласно Единым требованиям к формированию и формализации налоговых деклараций предлагается систематизировать налоговые декларации на:
• декларации с простой структурой;
• декларации с разветвленной структурой;
• декларации со структурой с изменяющимся сочетанием разделов;
• декларации с циклической структурой;
• декларации со сложной структурой.
Формы налоговых деклараций в настоящее время характеризуются усложнением структуры и возрастанием объема, расширением состава показателей (в том числе по примененным льготам, налоговым вычетам); отражением в декларации данных обо всех обособленных подразделениях организации; применением принципа унификации при заполнении за счет кодирования информации и использования справочников: налоговых льгот, субъектов РФ, ОКАТО, а также значений некоторых показателей деклараций; применением стандартного набора регистрационных сведений о налогоплательщике (титульного листа). Кроме того, некоторые разделы деклараций стали множественными и заполняются по отдельным объектам или показателям, которые формируют налоговую базу.
В таких условиях очень важно максимально расширять практику представления налогоплательщиками отчетности в налоговый орган в электронном виде. Но для этого необходимо создать необходимые условия и для налогоплательщиков, обеспечив тем самым множественность вариантов представления налоговой и бухгалтерской отчетности. Наряду с традиционным представлением отчетности на бумажных носителях (лично или по почте), в качестве таких вариантов можно рассматривать такие варианты как:
представление бухгалтерской и налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи через специального оператора связи; представление отчетности на электронных магнитных носителях непосредственно в налоговый орган (как с применением ЭЦП, так и без ЭЦП с приложением на бумажных носителях);
представление отчетности в налоговые органы с применением Web-технологий по телекоммуникационным каналам связи без специализированного оператора связи. Упомянутые выше способы представления различаются по затратам на их организацию и сопровождение, по сложности установки и эксплуатации, по объему и надежности документооборота. Поэтому налогоплательщик имеет возможность выбора наиболее удобного варианта представления отчетности в налоговые органы.