Совершенствование налогообложения физических лиц и перспективы их развития
В качестве мероприятий, стимулирующих представление отчетности в электронном виде, можно назвать:
фактическое увеличение количества операторов связи для представления отчетности по каналам связи для обеспечения возможности выбора налогоплательщиками варианта представления отчетности и иное развитие множественности способов представления отчетности в электронном виде;
возможность бесплатного доступа к программным продуктам, которые обеспечивают сдачу отчетности в электронном виде, например, с применением магнитных носителей;
приближение описания форм и форматов налоговых деклараций к их реализации в автоматизированных информационных системах налоговых органов, что позволяет значительно ускорить процесс модификации программных продуктов для подготовки отчетности за очередной период;
обеспечение обратной связи с налоговым органом, то есть организация информационного обмена с налоговым органом: получение справок о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, справочной информации и тому подобное.
Методический аспект совершенствования налоговой отчетности, системы показателей, которая раскрываюет налоговые обязательства организаций, следует рассматривать, прежде всего, в связи с решением задачи формирования единой базы данных о налогоплательщике с целью проведения полного и выборочного ее анализа в автоматизированном режиме, а также автоматизации проведения камеральных проверок в налоговых органах и отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Это позволит повысить эффективность камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля. Инспектор при этом должен стать, по мнению самих же представителей налоговых органов, аналитиком. [30, с. 15]
Налогоплательщик, по крайней мере, 1 раз в квартал подвергается камеральной налоговой проверке. Применение информационных технологий позволяет не только более оперативно выполнить такие этапы камеральной проверки, как арифметический контроль данных, проверку своевременности представления налоговой отчетности, проверку применения налоговых ставок, но и главное более качественно и оперативно провести проверку правильности исчисления налоговой базы. Этот этап камеральной проверки должен включать:
1. Прoверку сoпoставимoсти oтчетных пoказателей налoгoвoй oтчетнoсти текущегo периoда с аналoгичными пoказателями налoгoвoй oтчетнoсти предыдущегo налoгoвoгo периoда.
. Сoпoставление пoказателей прoверяемoй декларации с пoказателями других деклараций.
. Oценку дoстoвернoсти пoказателей налoгoвoй oтчетнoсти на oснoве анализа имеющейся в налoгoвoм oргане инфoрмации o деятельнoсти плательщика.
. Сравнительный анализ пoказателей деятельнoсти налoгoплательщика с пoказателями аналoгичных категoрий налoгoплательщикoв.
. Анализ урoвня и динамики пoказателей налoгoвoй oтчетнoсти в кoнтексте с инфoрмацией, пoступившей в налoгoвые oрганы из внешних истoчникoв.
В последнее время акцентируется внимание на применении таких мероприятий по проверке обоснованности расходов для целей налогообложения прибыли, как анализ нормативов расходов сырья, электроэнергии, топлива и тому подобное на изготовление продукции, их сопоставление с заявленными расходами, а также информацией о ресурсах, фактически потребленных, из соответствующих внешних источников, полученной по запросам налоговых органов. Видимо, такая углубленная камеральная проверка из-за своей трудоемкости будет распространяться только на крупных налогоплательщиков. [30, с. 16]
Разработанный ФНС РФ порядок ввода новых форм деклараций предполагает вместе с подготовкой новых форм разрабатывать инструкции по их заполнению, а также контрольные соотношения, в том числе с использованием информации из внешних источников. Использование контрольных соотношений позволит охватить автоматизированной налоговой проверкой большее количество крупных, средних и мелких налогоплательщиков.