Совершенствование налогообложения физических лиц и перспективы их развития
Таким образом, уровень и качество камеральных проверок налоговых деклараций во многом зависит от простоты форм деклараций и прозрачности заполнения с одной стороны, и достаточной информационной напoлненнoсти для реализации вышеперечисленных этапов камеральной проверки, в том числе обеспечения проверки внутридoкументных и междoкументных контрольных соотношений - с другой стороны.
К налоговой отчетности как одному из источников налогового контроля при этом можно предъявить следующие требования:
. Своевременность предоставления.
. Достоверность, т.е. обеспечение полного и правильного отражения данных об объектах налогообложения, налоговой базе и налогового оклада в декларациях и расчетах.
. Объективность, т.е. документальное подтверждение значений показателей налоговой отчетности, их соответствие реальному содержанию фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика, связанных с исчислением на логовых обязательств налогоплательщика. [30, с. 16]
Для проверки достоверности и объективности налоговых деклараций при разработке контрольных соотношений и реализации их проверки в автоматизированном режиме, на наш взгляд, представляется целесообразным:
) Обеспечить сопоставимость показателей налоговых деклараций, в том числе при сравнительном анализе с данными по аналогичным категориям налогоплательщиков. Для этого необходимо учитывать отдельные элементы учетной политики для целей налогообложения. Их отражение, а затем хранение можно предусмотреть либо непосредственно в формах деклараций, либо в дополнительном документе унифицированной формы, представляемом налогоплательщиком (в том числе в электронном виде) в начале очередного отчетного года.
) Классифицировать контрольные соотношения по формам налоговых деклараций на 2 группы: базовые контрольные соотношения (на арифметический контроль, логичность и непротиворечивость заявленных значений показателей), доступные для налогоплательщиков, - для снижения количества технических ошибок при подготовке отчетности налогоплательщиком до момента ее представления; контрольные соотношения для служебного пользования налоговых органов - усложненные взаимoувязки показателей отчетности, в том числе междoкументные и с применением информации из внешних источников.
) Разработать регламент информационного взаимодействия с соответствующими органами на постоянной основе с определенной периодичностью (а не отдельным запросам) с целью более эффективного и регулярного применения в ходе камеральных налоговых проверок информации из внешних источников.
Это позволит более точно оценить изменение динамики показателей отчетности и распространить проверку соответствующих контрольных соотношений на более широкий круг налогоплательщиков.
) Разработать унифицированную форму досье налогоплательщика с ведением в электронном виде, включающего наиболее важные показатели по налогоплательщику, его особенности, результаты предыдущих проверок, встречных проверок и тому подобное - для проведения комплексного анализа.
) Осуществлять углубленную налоговую проверку налогоплательщиков, за исключением крупнейших налогоплательщиков, с применением информации из внешних источников по итогам налогового периода (календарного года).
Это касается в первую очередь налога на прибыль. Процесс проведения комплексного анализа на предмет оценки уровня и динамики показателей отчетности, их сравнительный анализ с данными по аналогичным организациям, проверка логической связи между различными отчетными, расчетными показателями и информацией из внешних источников достаточно трудоёмок. Степень автоматизации процедур сопоставления с информацией данных налоговой отчетности и из внешних источников пока не высока. Поэтому процедуры углубленной проверки надо осуществлять по окончании налогового периода, когда окончательно сформирована налоговая база и определена сумма налога. [30, с. 16]