Совершенствование налогообложения физических лиц и перспективы их развития
Отметим некоторые проблемы, которые возникают при применении форм налоговой отчетности, которые пока не разрешены:
. Усложнение процедур заполнения и обработки данных налоговой отчетности.
. Запаздывание в процессе инструктивных материалов по заполнению налоговых деклараций.
. Непроработанность ряда методических вопросов по порядку исчисления налогов или коллизии между нормами налогового законодательства и разъяснениями налоговых органов, что отрицательно сказывается на достоверности данных отчетности.
. Избыточность показателей отчетности, которая представляется за отчетные периоды до окончания налогового периода.
. Несовершенство форм налоговой отчетности и их, несвоевременная доработка, которая не позволяет своевременно и достоверно сформировать налоговую отчетность.
Несовершенство налогового законодательства, наличие правовых коллизий, различных толкований норм законодательства приводит, в частности, к нефoрмализуемoсти ряда процедур автоматизированного контроля за правильностью исчисления налогов. [30, с. 16]
Заметим, что на современном этапе в качестве одного из направлений совершенствования налогового администрирования рассматривается использование центров обработки данных, в том числе данных отчетности. Нефoрмализуемoсть ряда методических вопросов может отрицательно сказаться на эффективности применения централизованной обработки данных. Кроме того, возникают вопросы по статусу, обработке и дальнейшему движению такого рода информации, например: передача дел налогоплательщика между территориальными налоговыми органами, предъявление материалов для судебных разбирательств и прочее. [29, с. 21]
На основе вышесказанного в целях повышения эффективности применения налоговой отчетности для проведения налогового контроля представляется целесообразным:
. Развивать мнoгoвариантнoсть способов представления отчетности в электронном виде в налоговые органы.
. Упростить процедуры заполнения, представления налоговой отчетности, опираясь на принцип разумной достаточности данных для целей налогового контроля с учетом отчетного и налогового периода по налогу.
. При подготовке новых форм деклараций для открытого доступа налогоплательщиков предоставить список базовых контрольных соотношений по налоговым декларациям для предварительной проверки отчетности до момента ее представления.
. Обеспечить налогоплательщиков соответствующим программным обеспечением для подготовки, предварительной проверки и представления отчетности в электронном виде. Это позволит сократить объем ручного ввода данных, снизить количество арифметических и иных наиболее грубых ошибок при заполнении деклараций, высвободив тем самым время для проведения углубленного камерального анализа, в том числе с привлечением информации из внешних источников.
. Синхронизировать утверждение новых форм налоговых деклараций и подготовку инструктивных материалов по их заполнению, методических рекомендаций по применению норм налогового законодательства.
. Сопроводить разработку новых форм налоговых деклараций и инструктивных материалов к ним оперативной централизованной подготовкой их описания в виде, который удобен для последующей реализации в программном обеспечении для плательщиков и налоговых органов. [29, с. 21]
Главным фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур проведения контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:
наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, которая даёт возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, с большой вероятностью обнаружения налоговых нарушений;