Совершенствование налогообложения физических лиц и перспективы их развития

Отметим некоторые проблемы, которые возникают при применении форм налоговой отчетности, которые пока не разрешены:

. Усложнение процедур заполнения и обработки данных налоговой отчетности.

. Запаздывание в процессе инструктивных материалов по заполнению налоговых деклараций.

. Непроработанность ряда методических вопросов по порядку исчисления налогов или коллизии между нормами налогового законодательства и разъяснениями налоговых органов, что отрицательно сказывается на достоверности данных отчетности.

. Избыточность показателей отчетности, которая представляется за отчетные периоды до окончания налогового периода.

. Несовершенство форм налоговой отчетности и их, несвоевременная доработка, которая не позволяет своевременно и достоверно сформировать налоговую отчетность.

Несовершенство налогового законодательства, наличие правовых коллизий, различных толкований норм законодательства приводит, в частности, к нефoрмализуемoсти ряда процедур автоматизированного контроля за правильностью исчисления налогов. [30, с. 16]

Заметим, что на современном этапе в качестве одного из направлений совершенствования налогового администрирования рассматривается использование центров обработки данных, в том числе данных отчетности. Нефoрмализуемoсть ряда методических вопросов может отрицательно сказаться на эффективности применения централизованной обработки данных. Кроме того, возникают вопросы по статусу, обработке и дальнейшему движению такого рода информации, например: передача дел налогоплательщика между территориальными налоговыми органами, предъявление материалов для судебных разбирательств и прочее. [29, с. 21]

На основе вышесказанного в целях повышения эффективности применения налоговой отчетности для проведения налогового контроля представляется целесообразным:

. Развивать мнoгoвариантнoсть способов представления отчетности в электронном виде в налоговые органы.

. Упростить процедуры заполнения, представления налоговой отчетности, опираясь на принцип разумной достаточности данных для целей налогового контроля с учетом отчетного и налогового периода по налогу.

. При подготовке новых форм деклараций для открытого доступа налогоплательщиков предоставить список базовых контрольных соотношений по налоговым декларациям для предварительной проверки отчетности до момента ее представления.

. Обеспечить налогоплательщиков соответствующим программным обеспечением для подготовки, предварительной проверки и представления отчетности в электронном виде. Это позволит сократить объем ручного ввода данных, снизить количество арифметических и иных наиболее грубых ошибок при заполнении деклараций, высвободив тем самым время для проведения углубленного камерального анализа, в том числе с привлечением информации из внешних источников.

. Синхронизировать утверждение новых форм налоговых деклараций и подготовку инструктивных материалов по их заполнению, методических рекомендаций по применению норм налогового законодательства.

. Сопроводить разработку новых форм налоговых деклараций и инструктивных материалов к ним оперативной централизованной подготовкой их описания в виде, который удобен для последующей реализации в программном обеспечении для плательщиков и налоговых органов. [29, с. 21]

Главным фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур проведения контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, которая даёт возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, с большой вероятностью обнаружения налоговых нарушений;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.