Перспективы налогообложения физических лиц
Прямое налогообложение личных доходов физических лиц существует практически во всех странах, и в настоящее время происходит смещение в сторону увеличения его удельного веса в структуре доходов государственных бюджетов. Анализ действующего механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также общая концепция развития налоговой системы России служат основой формирования эффективной системы налогообложения физических лиц с учетом согласования интересов государства и налогоплательщика.
Преобразования в налоговой сфере, проводимые в настоящее время, предопределяют необходимость построения справедливой системы налогообложения физических лиц как одного из условий улучшения уровня жизни населения. Несмотря на значительные изменения по урегулированию вопросов налогообложения доходов физических лиц с введением в действие с 2001 года главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство в этой части остается несовершенным.
Анализ развития системы налогообложения в России отражает, что с 2001 г. приоритеты государственной политики направлены с регулирующей функции налога на фискальную функцию. Налог на доходы физических лиц занимает третью позицию по поступлениям в бюджеты разных уровней после налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций, Так, если удельный вес налога на доходы физических лиц в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2001 году составлял 10,9 %, то в 2004 году его значение достигло 18,2 %, в 2005 г. - 19,1 %. Налог на доходы физических лиц, помимо фискальной, должен выполнять ряд других функций: выравнивание доходов населения, сглаживание экономического неравенства, регулирование структуры личного потребления, помощь наименее защищенным слоям населения.
Приоритетными задачами проводимой налоговой реформы является последовательное снижение налоговой нагрузки и предложения в ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию России о повышении уровня жизни населения и о справедливом налогообложении. Однако, как определено в процессе исследования, нарушается сбалансированность интересов государства и налогоплательщика.
Исходя из вышеизложенного, проблема налогообложения доходов физических лиц является актуальной, что обуславливается проведением налоговой реформы, отсутствием теоретических обоснований справедливости в налогообложении, высоким уровнем налоговой нагрузки. В связи с этим одна из основных задач налоговой политики в России заключается в поиске направлений совершенствования налогообложения доходов физических лиц.
Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики, затрагивая важные стороны жизни общества и влияя на решение задач, стоящих перед государством. От современного состояния системы налогообложения во многом зависит характер экономических и социальных преобразований в стране.
Отдельное место в любой налоговой системе занимает налогообложение личных доходов. Существование налога на доходы физических лиц объясняется необходимостью создания доходного источника бюджета любого государства, а также регулирования уровня доходов населения. Помимо всего прочего данный налог обладает рядом недостатков, связанных с особенностями объекта обложения и механизма взимания. В связи с этим нет ни одного государства, в котором бы подоходное налогообложение не подвергалось реформированию, главной причиной которого является борьба государства с уклонением от уплаты налогов. Малая роль подоходного налога в России до реформы 2001 года обуславливалась, во-первых, невысоким уровнем доходов населения, во-вторых, сложностью налогового законодательства, в-третьих, слабостью администрирования, А правильно построенная и отлаженная система налогообложения является основой для реализации функций государства, и эффективность налогообложения зависит от того, насколько правильно определены подходы к налогообложению, что характеризует актуальность исследуемой проблемы.