Налоговая политика государства в сфере налогового контроля
Налоговая политика - это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства [8] . Естественно, для этого необходимо бесперебойное поступление средств в государственный бюджет, чтобы государство могло в полной мере реализовывать свои функции, основной из которых является обеспечение комфортного проживания своих граждан. Главным источником поступления таких средств являются налоги. Например, согласно данным Росстата, объем поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2010 году составил 16031,9 миллиардов рублей. Из них различные налоги и сборы - 11289,0 миллиардов рублей, то есть примерно 70,4%.
Отсюда можно сделать очень простой вывод: государство существует за счет налогов и заинтересованно в том, чтобы этот источник давал столько средств, сколько возможно из него получить, не переходя ту грань, за которой налоговое бремя становится непосильным для населения и экономики.
Добиться увеличения налоговых поступлений в бюджет можно двумя способами: регулированием налогового бремени и обеспечением наиболее полной уплаты налогов в бюджет. Я собираюсь рассмотреть второй способ, так как считаю, что, прежде чем требовать с населения денег, устанавливая, например, более высокие ставки, государство должно сперва получить то, что ему причитается при существующем уровне налогообложения, максимально уменьшив вероятность неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов. Таким образом, мы вплотную подошли к вопросу эффективности налогового контроля.
«Проблема уклонения от уплаты налогов в России продолжает оставаться одной из важнейших» [1, с. 159]. По данным Росстата задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в 2010 году составила 675,4 миллиарда рублей. Это около 6% от поступивших в бюджет налогов и сборов. Однако деньги лишними не бывают и, получив все таки их в бюджет, государство смогло бы более эффективно осуществлять свою заботу о гражданах. Ведь налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. Например, если опять же обратиться за информацией к Росстату, консолидированные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в РФ в 2010 году составили 1071,4 миллиарда рублей. Это около 6,4% от всех расходов и около 7% от консолидированного бюджета. Я считаю, что 675,4 стали бы неплохим подспорьем для улучшения жилищно-коммунальных условий, несмотря на то, что это, казалось бы, капля в море.
Еще один аспект, существование которого доказывает необходимость эффективного налогового контроля, - это теневой сектор. Росстат не учитывает его при расчете задолженностей по налогам, поэтому сложно оценивать реальные суммы, которые государство недополучает в бюджет. Но можно смело сказать, что суммы эти огромны, даже если оценивать теневой сектор в 12%, как это делает Минфин. Если же еще больше приблизиться к реальности и оценить теневой сектор в 50% (такова его оценка в мире), становится понятно, что государство упускает огромную часть доходов, и с этим надо что-то делать.
Итак, целью моей курсовой работы является определение направлений и путей совершенствования налоговой политики государства в сфере налогового контроля. Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
) рассмотреть существующие методы уклонения от уплаты налогов и сборов, а так же инструменты налоговой политики государства по борьбе с ними.
) рассмотреть существующую налоговую политику государства в сфере борьбы с теневым сектором экономики.
) оценить эффективность инструментов налоговой политики, применяемых в сфере налогового контроля.
) предложить возможные пути совершенствования инструментов налоговой политики государства в сфере налогового контроля.
Краткое содержание работы:
Глава 1. Уклонение от уплаты налогов и сборов. В ней описываются типичные методы ухода от налоговых обязательств.
Глава 2. Современные методы выявления схем уклонения от уплаты налогов и сборов. В этой главе описываются методы государства по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.
Глава 3. Основные тенденции налоговой политики государства в сфере налогового контроля. Эта глава описывает общее направление государственной деятельности в сфере рассматриваемой проблемы, которое составляет совокупность различных методов, описанных в главе 2.
Глава 4. Анализ эффективности инструментов налоговой политики и возможные пути совершенствования. В этой главе анализируются методы, рассмотренные в главе 2, и делаются выводы об их эффективности.
Заключение. Обобщенные выводы из всех глав работы.
- Уклонение от уплаты налогов и сборов
- Схемы уклонения от уплаты налогов и сборов
- Векселя как основной инструмент уклонения от уплаты налогов и сборов
- Реорганизация с участием убыточной компании
- Современные методы выявления схем уклонения от уплаты налогов и сборов
- Предпроверочный анализ
- Выездные налоговые проверки
- Политика демонстративных взысканий
- Политика выдавливания теневого сектора
- Использование банков для борьбы с уклонениями от уплаты налогов
- Анализ эффективности инструментов налоговой политики и возможные пути совершенствования