Исчисление и уплата налогов с физических лиц
Организации-налогоплательщики по итогам налогового периода самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога в отношении каждого транспортного средства путем умножения соответствующей налоговой базы на налоговую ставку.
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение календарного года расчет суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения транспортным средством к 12 - числу календарных месяцев в налоговом периоде.
При этом месяц регистрации транспортного средства независимо от даты принимается за полный месяц. В аналогичном порядке определяется количество месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета.
В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.
Организации - налогоплательщики по месту нахождения транспортных средств производят уплату транспортного налога и представляют в налоговый орган налоговую декларацию по транспортному налогу.
Порядок и сроки уплаты налога, срок представления налоговой декларации устанавливаются законами субъектов РФ.
Пунктом 1 статьи 359 устанавливается порядок определения налоговой базы в зависимости от категории транспортного средства, выступающего объектом налогообложения по транспортному налогу, что в равной мере относится как к физическим лицам, так и организациям. При этом, как и при разрешении вопроса о налоговых ставках, транспортные средства разделены на 3 группы по принципу: с двигателем, водные, по которым возможно в качестве физического показателя избрать вместимость, и все остальные. Естественно, для каждой группы избраны свои физические показатели налоговой базы.
Налоговая база транспортных средств, имеющих двигатели.
В первую группу законодателем отнесены наземные, воздушные и водные транспортные средства, оснащенные двигателем. Это в первую очередь легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, снегоходы, мотосани, катера, лодки, яхты, гидроциклы, самолеты, вертолеты и др.
Для транспортных средств этой группы налоговая база определена как мощность имеющегося двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.
Рис. 3. Налоговая база транспортных средств, имеющих двигатели
При этом документальным источником сведений о мощности двигателя таких транспортных средств, как правило, выступает их техническая документация. По водным транспортным средствам за основу берется зарегистрированная за судном мощность двигателя. Если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности, то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,359 62. Хотя законом вопрос не урегулирован, налоговые органы советуют при таком пересчете во внесистемные единицы мощности округлять с точностью до второго знака после запятой.
В соответствии с Федеральным законом от 20 Августа 2004 г. №108-ФЗ «О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2005 г. налоговая база в отношении некоторых воздушных средств определяется иным образом, а именно: в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
Налоговая база водных несамоходных транспортных средств.
Во вторую группу объединены в основном крупные водные транспортные средства, не имеющие двигателей, - несамоходные баржи и другие буксируемые суда. Для транспортных средств этой группы налоговая база определена как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость транспортных средств указана в их регистрационных документах и технической документации.
Рис. 4. Налоговая база водных буксируемых транспортных средств.
Валовая вместимость судна рассчитывается по правилам Лондонской международной конвенции по обмеру судов от 23 июня 1969 г. Так, согласно положениям указанной Конвенции валовая вместимость судна определяется по следующей формуле: