Оценка вероятности банкротства исследуемых организаций с использованием зарубежных методик прогнозирования банкротства
Показатель K4 (коэффициент текущей ликвидности): в 2010 г. (K4 = 2.36) значение показателя находится между первой (K4норм. = 3.2) и второй группой (K4норм. = 2.0), а в 2011 г. (K4 < 1.90) значение показателя находится между второй (K4норм. = 2.0) и третьей группой (K4норм. = 1.0).
Для второй компании практически все полученные значения коэффициентов относят данное предприятие к третьей группе - «за 1 год до банкротства». Исключение составляет значение показателя Бивера KБ, который, составив «0.21» в 2010 г., относит компанию к группе «за 5 лет до банкротства».
Таблица 3.2 Результаты расчетов по модели Бивера
Показатель |
ОАО «Аэрофлот» |
ОАО «ЗИЛ» | ||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
KБ |
0.49 |
0.30 |
0.21 |
- 0.06 |
K1 |
19% |
12% |
- 0.61% |
- 33% |
K2 |
73% |
92% |
- 407% |
- 284% |
K3 |
0.38 |
0.57 |
- 3.98 |
- 1.34 |
K4 |
2.36 |
1.90 |
0.17 |
0.39 |
Модель Спрингейта. Согласно критериям данной модели - с вероятностью 92.5% в следующие 2-3 года - можно заключить следующее:
- для ОАО «Аэрофлот» будет характерно устойчивое положение, т.е. банкротство организации не грозит - Z2010 = 1.96, Z2011 = 1.84 >> Zult = 0.862;
- для ОАО «ЗИЛ» будет характерно устойчивое положение, т.е. банкротство организации не грозит - Z2010 = - 1.09, Z2011 = -1.02 << Zult = 0.862.
Результаты расчетов см. табл. 3.3., графическое отображение приведено на рис. 3.2.
Таблица 3.3 Результаты расчетов по модели Спрингейта
Показатель |
ОАО «Аэрофлот» |
ОАО «ЗИЛ» | ||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
K1 |
0.25 |
0.44 |
- 1.08 |
- 0.49 |
K2 |
0.22 |
0.15 |
- 0.02 |
- 0.12 |
K3 |
0.48 |
0.44 |
- 0.02 |
- 0.34 |
K4 |
1.86 |
1.60 |
0.22 |
0.15 |
Z |
1.96 |
1.84 |
- 1.09 |
- 1.02 |
Рис. 3.2 Положение предприятий на конец 2010 и 2011 гг. на шкале вероятности потенциального банкротства по методике Спрингейта
Модель Альтмана. Результаты расчетов, полученные по 5-ти факторной модифицированной модели Альтмана, приведены в табл. 3.4. и на рис. 3.3. Предприятие ОАО «Аэрофлот», для которого итоговое значение Z составило 4.10 и 3.43 на конец 2010 г. и на конец 2011 г. соответственно, характеризуется по классификации Альтмана на горизонте в 1 год с 95% точностью и на горизонте в 2 года с 83% точностью, как стабильное и финансово устойчивое. Вероятность такой компании очень мала, а, значит, банкротство не грозит - значения Z больше критической величины 2.89 (между группой компаний с неопределенной ситуацией и финустойчивых) на 41.8% и 18.7%. Можно отметить снижение итогового значения Z c 2010 по 2011 г. на 16.3%.