Оценка вероятности банкротства исследуемых организаций с использованием зарубежных методик прогнозирования банкротства
Для компании ОАО «ЗИЛ» результативный показатель («-2.02» - 2010 г., «-1.63» - 2011 г.) относит предприятие к группе, признаваемых на рассматриваемом горизонте прогноза банкротами.
Таблица 3.4 Результаты расчетов по модели Альтмана
Показатель |
ОАО «Аэрофлот» |
ОАО «ЗИЛ» | ||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
K1 |
0.25 |
0.44 |
- 1.08 |
- 0.49 |
K2 |
0.81 |
0.63 |
- 0.98 |
- 1.03 |
K3 |
0.26 |
0.17 |
- 0.17 |
- 0.13 |
K4 |
1.37 |
1.08 |
- 0.25 |
- 0.35 |
K5 |
1.86 |
1.60 |
0.22 |
0.15 |
Z |
4.10 |
3.43 |
- 2.02 |
- 1.63 |
Рис. 3.3 Положение предприятий на конец 2010 и 2011 гг. на шкале оценки потенциального банкротства по методике Альтмана
Интересен рис. 3.4. На нем отображены слагаемые дискриминантной модели - домноженные на дискриминантные множители значения коэффициентов. Такие диаграммы использует в своих научных трудах и презентациях сам Альтман. Судя по рисунку можно заметить, что для компании «Аэрофлот» наибольший удельный вес в итоговое значение Z вносит коэффициент оборачиваемости активов K5 (около 45%). Для компании «ЗИЛ», вероятность которой банкротства по даннйо модели очень высокая, картина обратная - максимальный суммарный удельный вес (около 80%) за коэффициентами K1 и K2 (доля чистого оборотного капитала во всех активах организации и отношение накопленной прибыли к активам), в то время как для первой компании эта доля при усреднении для двух рассматриваемых лет составляет около 30%.
Рис. 3.4 Значение слагаемых в модифицированной Z-модели Альтмана применительно к рассматриваемым предприятиям
Модель Таффлера и Тишоу. По результатам видно (см. табл. 3.5 и рис. 3.5), что поскольку для первой компании полученные значения Z (0.71 и 0.68) больше критического значения Zult = 0.3, то, согласно сформулированным авторами модели критериям, банкротство ОАО «Аэрофлот» не грозит; в то время как у ОАО «ЗИЛ» вероятность банкротства высокая (Z2010 = Z2011 = - 0.10 << Zult = 0.2).
Таблица 3.5 Результаты расчетов по модели Таффлера и Тишоу
Показатель |
ОАО «Аэрофлот» |
ОАО «ЗИЛ» | ||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
K1 |
0.68 |
0.76 |
0.27 |
0.37 |
K2 |
0.13 |
0.03 |
- 0.20 |
- 0.19 |
K3 |
0.65 |
0.57 |
- 0.96 |
- 1.17 |
K4 |
1.37 |
1.08 |
- 0.29 |
- 0.35 |
Z |
0.71 |
0.68 |
- 0.10 |
- 0.10 |